Индонезия — на пути прямых инвестиций

Глеб Зубов

ООО «Национальный инвестиционный альянс»

Глава представительства в Республике Индонезия

 Преобразование Джакарты, столицы Индонезии, в гигантский мегаполис отражает динамичное развитие страны за последнее десятилетие. Эти изменения, обусловленные быстро растущим уровнем внутреннего спроса, увеличением иностранных инвестиций и бумом в горнодобывающей промышленности, стали причиной повышения рейтинга страны агентствами Fitch и Moody’s до первого инвестиционного уровня, ставящего Индонезию вровень с такими странами, как Индия, Колумбия и Марокко.

 Интерес со стороны глобального инвестиционного сообщества к одной самых значимых экономик Юго-Восточной Азии растет с каждым годом. Такие финансовые гиганты, как Goldman Sachs и Дональд Трамп, активно интересуются инвестиционными возможностями индонезийского рынка. В стране работают и изучают её возможности Rothschild Group, Reuben Brothers, Rio Tinto, Vale (PT Inco), Newmont и другие корпорации.

Увеличивает привлекательность страны для потенциальных инвесторов и безостановочное совершенствование и упрощение требований, необходимых для открытия иностранных предприятий. Уже сегодня они могут работать, открывая компании с 100%-ным иностранным капиталом практически во всех секторах, и в большинстве случаев нет надобности разбавлять капитал. Лишь несколько стратегически важных отраслей активно ограничивают иностранные инвестиции, но и в них можно работать в сотрудничестве с местными партнерами.

 Анализируя приток прямых иностранных инвестиций, можно заметить, что производственный сектор был и остается наиболее привлекательным для зарубежных инвесторов. Особенно интересны такие области, как автомобильное и техническое оборудование, текстиль, производство удобрений и химикатов, а также продуктов питания, напитков и табачных изделий.

 В настоящее время в парламенте активно обсуждается вопрос о введении государственного стимулирования для иностранных компаний. Льготы будут предназначены для тех, кто готов создавать производственные базы на территории Индонезии. Планируется ввести «налоговые каникулы» (освобождение от налога на прибыль в течение несколько лет) для инвесторов в ключевые сектора экономики, в том числе в текстильную и швейную промышленность, а также для производителей сырья.

 Привлекательна Индонезия не только политической стабильностью, доступностью сырья и налоговыми преференциями, но и достаточно дешевой рабочей силой. Особенно в сравнении с Китаем, где оплата труда промышленных рабочих в последние годы неуклонно растет. Например, средняя зарплата китайского работника текстильной промышленности составляет $ 247 в месяц, а индонезийского — $ 140. Недаром в начале 2011 года Индонезийская текстильная ассоциация объявила о перемещении 15 китайских текстильных компаний на территорию страны, и около 100 компаний, как ожидается, последуют их примеру. Большинство из этих фирм планируют открыть производство в свободной экономической зоне островов Батама и Бинтана — там, где легко получить налоговые послабления и льготы от государства.

 Другая потенциальная область для инвестиций — обработка морских водорослей. В 2010 году Индонезия экспортировала 800 000 тонн водорослей. И на данный момент стоит на втором месте после Малайзии, поставляя около половины всех водорослей в мире, которые используются в основном в пищевой промышленности и медицине. К 2013 году правительство Индонезии намерено ускорить развитие отечественного производства обработки водорослей, направляя инвестиции в этот сектор и наращивая мощности. Все это откроет рынок для прямых иностранных инвестиций в виде постройки заводов по переработке сырья, особенно в Южном Сулавеси.

 Второй по величине сектор индонезийской экономики, привлекающий значительные объемы прямых иностранных инвестиций, — горнодобывающая промышленность. Но здесь не всё однозначно. Недавние изменения в законодательстве, касающиеся добычи полезных ископаемых, такие как: увеличение объемов переработки необогащенной руды к 2014 году, возможное сокращение объемов экспорта руды и снижение доли иностранного капитала до 49% в течение 10 лет, стали неприятным известием для текущих и потенциальных инвесторов. Но если проанализировать эти постановления, то можно заметить, что ситуация не так серьезна, как кажется. Так, требования по сокращению доли иностранного капитала в акциях горнодобывающих компаниях до сих пор не получили одобрения со стороны парламента и похоже, что дебаты по введению закона займут несколько лет. Но, даже если новый закон будет одобрен, у инвесторов остается не менее десяти лет, чтобы диверсифицировать 51% акций своих компаний. При этом их продажа будет проходить по рыночной цене, что может принести значительные выгоды. Например, такая компания, как PT Newmont Nusa Tengara, владелец второго по величине карьера по добычи меди и золота в Азии, уже продала 44% своих акций индонезийскому правительству. И планирует дальнейшую продажу еще 7%.

 Во время недавних переговоров с чиновниками из различных ведомств, связанных с горнодобывающей промышленности, иностранные компании были поставлены в известность, что новые законы и нормативные акты будут подвергнуты обсуждению с соответствующими представителями промышленности, с тем чтобы учесть интересы всех сторон. Этот факт подтверждает то, что Индонезия остается одним из немногих мест в мире с большими возможностями для иностранных инвесторов в горнодобывающей отрасли.

 После прошлогодней трагедии в Японии использование атома в качестве источника энергии вызывает определенные опасения, так что спрос на уголь со стороны развитых и развивающихся рынков будет и дальше оставаться высоким. Япония, в частности, закупает индонезийский уголь для энергетики, пока страна находится в процессе восстановления. Индонезия имеет большие залежи высококачественного энергического угля, который при сжигании меньше воздействует на окружающую среду по сравнению с аналогичной продукцией других стран и тем самым сохраняет свое конкурентное преимущество. Уверенность в развитии угольного сектора подчеркивает и недавно заключенное соглашение между одним из самых известных в Индонезии магнатов данного бизнеса и компанией Ротшильдов.

 Хотя Индонезия обладает богатыми запасами сырья, которые отвечают текущим потребностям в электроэнергии, в последнее время государство стало активно продвигать так называемые «зеленые решения». Закон об энергетике 2007 года предлагает в будущем отказаться от ископаемого топлива и перейти к экологически чистым способам производства электроэнергии (геотермальной, гидроэнергетике и т.д.). Задача непростая, требующая широкого внедрения инноваций и соответствующего развития инфраструктуры, с тем чтобы удовлетворить 9%-ный ежегодный рост внутреннего спроса на электроэнергию. Цель состоит в том, чтобы уменьшить зависимость страны от нефти на 20% к 2025 году при одновременном увеличении вклада в возобновляемые и альтернативные источники электроэнергии, увеличивая их долю до 15%. Страна стремится извлечь выгоду из огромных запасов метана в угольных пластах. Это открывает целый ряд возможностей для инвестиций и технологического партнерства, так как правительство намерено стимулировать инвестиции в эти области в целях реализации главной задачи: преобразования Индонезии в экономику с низкой стоимостью и независимой от углерода электроэнергией. Помимо правительства существует ряд организаций, предлагающих дополнительные преференции для инвесторов. Например, группой Всемирного банка и Азиатского банка развития для потенциальных инвестиционных проектов в Индонезии предоставляется субсидия в $400 млн. Основным препятствием для входа на рынок в качестве «независимого производителя электроэнергии является необходимость поиска надежного местного партнера. Инвесторам в такие проекты придется поддерживать контакт непосредственно с региональными органами власти, следовательно, им необходимы партнеры, хорошо знающие ситуацию и расклад сил на местах. Кроме того, процесс торгов потенциального проекта включает определенные требования, согласно которым инвестор, готовый войти в рынок, должен предложить комплексное обеспечение проекта под ключ, а это могут сделать не все компании.

 Подведем итоги. Преимущества Индонезии с точки зрения инвестиционной привлекательности определяются глобальными и политическими условиями, которые выдвигают на первый план ключевые параметры, характерные для развивающихся рынков. Все они: природные ресурсы, потенциал возобновляемых источников энергии и благоприятная ситуация на продовольственном рынке страны могут рассматриваться как хорошая защита от возможного взрыва социального недовольства в случае роста цен. Возможности Индонезии в качестве поставщика сырья также очень интересны и имеют жизненно важное значение для развития ее экономики. Все это делает Индонезию привлекательной не только для инвестиций, но и для ведения бизнеса, тем более что местных высококвалифицированных кадров достаточно для работы. И надо сказать, что многие западные компании, стремящиеся диверсифицироваться в рамках текущего экономического спада, видят в переводе производства на территорию этой страны реальные возможности сохранить и расширить свой бизнес.