Азия — двигатель будущего роста

Глеб Зубов

ООО «Национальный инвестиционный альянс»

Глава представительства в Республике Индонезия

 Формирующиеся экономики стран Азии составляют, как известно, менее 30% мирового ВВП, но по итогам первого полугодия уже можно сказать, что в 2012 году они обеспечили почти 60% роста мировой экономики. Согласно прогнозам таких же показателей стоит ждать и в 2013 году. Каковы причины столь быстрого роста? Обратимся в качестве примера к Индонезии. Основой бурного развития ее экономики можно назвать, во-первых, благоприятные демографические условия (в Индонезии свыше 50% населения – люди в возрасте около 30 лет); во-вторых, наличие развитого среднего  класса;  в-третьих,  доступность  товаров  широкого  потребления, что  влечет за собой увеличение денежных потоков, в частности, в  сырьевой  сектор и в  отдельные регионы страны. Но, возможно, самым важным фактором стремительного роста экономики Индонезии стала политика децентрализации и развития регионов, проводимая правительством страны не первое десятилетие.

 Политику децентрализации центральная власть начала проводить с 1999 года, когда во главе республики стоял президент Бухаруддин Юсуф Хабиби, и продолжила в годы президентства Абдуррахмана Вахида и Мегавати Сукарнопутри. Была введена новая концепция региональной автономии, которая существенно увеличивала права местных органов власти. Но в действительности, хотя все необходимые законы были утверждены и подписаны к 2001 году, только начиная с 2004 года, когда был твердо установлен механизм передачи доходов от налогообложения из федерального в местные бюджеты ($16 млрд), стали происходить видимые изменения в распределении сил между местными и федеральными властями.

 С точки зрения иностранных инвесторов такое положение дел повысило привлекательность Индонезии как динамично развивающейся экономики. Это показывает увеличение притока прямых иностранных инвестиций с $1,9 млрд в 2004 году до $8,3 млрд в 2005 году (по данным Всемирного банка). В соответствии с Долгосрочным планом национального развития (RPJPN-2005) и Среднесрочным планом национального развития (RPJMN-2010), принятого правительством Индонезии, большая часть зарубежных инвестиций была направлена исключительно в добывающие и обрабатывающие отрасли, а также в сектора розничной торговли и транспорта.

 Хотя эти инвестиции стали основой экономического роста, такой подход признан неоптимальным с точки зрения долгосрочной перспективы развития страны. Это побудило правительство Индонезии к принятию генерального плана развития страны на период до 2025 года (официальное название: «Ускорение и расширение экономического развития Республики Индонезии, 2011–2025», MP3EI), направленного на повышение темпов экономического роста, предусматривающего, что к 2025 году Индонезия должна войти в десятку стран-лидеров по экономическому развитию. Это долгосрочная стратегия, скоординированная с пятилетними планами развития (RPJMN), предполагает ускорение темпов роста от 7 до 9% в год. Разработчики плана признают необходимость структурного преобразования экономики страны и изменения привычной практики ведения бизнеса. В основе плана – три кита, три направления развития: 6 «экономических коридоров» (в соответствии с регионами), укрепление логистики и национальных коммуникаций и ускоренное развитие технологического потенциала страны. Первое предполагает формирование центров роста в каждом экономически обособленном регионе, т.е. создание так называемых экономических зон, развитие которых будет учитывать национальные и территориальные особенности каждого кластера.

 Но главное в развитии экономических зон – сочетание отраслевого и регионального подходов. Первый подход предполагает выявление в каждом регионе отраслей, которые имеют наиболее высокие перспективы роста. Региональный подход дополняет отраслевой, и в его рамках для каждой зоны следует определить, какие изменения должны быть сделаны в региональном или национальном законодательстве, размер инвестиций, необходимых региону, а также уровень развития человеческих ресурсов и научно-технической модернизации, необходимый для роста этих секторов. В частности, в рамках такого подхода намечена реализация одного из наиболее крупных инфраструктурных проектов Индонезии – транспортного моста между Западной и Восточной Индонезией, который поможет уменьшить разрыв между уровнями развития экономически обособленных зон.

 Генеральный план развития страны предусматривает увеличение роли региональных властей как регуляторов и посредников по размещению инвестиций, приглашая частных инвесторов, государственные предприятия и иностранный капитал к участию в развитии ключевых секторов экономики, в частности, связанных с переработкой сырья. В генеральном плане определены сектора, инвестиции в которые будут предпочтительны: это выработка пальмового масла, каучука, добыча и переработка угля, никеля, меди, нефти и газа, туризм, рыболовство, сельское хозяйство, текстильная промышленность, судостроение, сталелитейная промышленность и производство алюминия, сфера информационно-коммуникационных технологий, а также обработка сырья. С точки зрения инвестиций предлагается рассматривать шесть экономических зон: Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси, Бали – Нуса Тенгара и Папуа – Малуку.

Центральное правительство определило основные направления для каждой экономической зоны:

   • Суматра: производство и переработка природных ресурсов, развитие энергетики.

   • Ява: промышленность и гостиничный бизнес.

   • Калимантан: горнорудная промышленность и энергетика.

   • Сулавеси: сельское хозяйство, рыбная промышленность, добыча нефти, газа и полезных ископаемых.

   • Бали – Нуса Тенгара: туризм и сельское хозяйство.

   • Папуа – Малуку: пищевая промышленность, рыболовство, энергетика, горнорудная промышленность.

 Генеральный план также для каждой зоны определяет, какие дополнительные инвестиции необходимо сделать в инфраструктуру, с тем чтобы отраслевые инвестиции дали максимальный экономический эффект. Строительство дорог, портов, железных дорог и электростанций – задачи приоритетные. Так, дальнейшее развитие угольной промышленности на Суматре и Калимантане требует инвестиций в железные дороги и строительство портов, чтобы обеспечить эффективную транспортировку угля в другие части архипелага и на экспорт.

 Согласно генеральному плану в ближайшие 15 лет правительство рассчитывает на приток инвестиций в размере 4012 трлн рупий ($425 млрд по курсу на сегодняшний день), которые будут распределяться на все шесть зон, причем предполагается, что 70% средств будет направлено в переработку и сферу услуг, а 30% – в инфраструктуру. Согласно прогнозам основными будут инвестиции частного сектора (51%), а 18% придется на государственные предприятия. Вклад правительства и региональных властей составит 10%, в основном в виде развития инфраструктуры – прокладки дорог, строительства портов, аэропортов, железных дорог и выработки электроэнергии. Остальные 21% – иностранные инвестиции и средства частно-государственных партнерств.

 В 2012 году правительство Индонезии запускает 110 проектов в развитие генерального плана на общую сумму в 368,6 трлн рупий ($40,95 млрд). Так, в зоне Суматры предусматривается реализация 34 проектов объемом 71,3 трлн рупий ($7,92 млрд); Явы – 31 проект на 216,5 трлн рупий ($24,5 млрд); Калимантана – 10 проектов на 5,9 трлн рупий ($665 млн); Сулавеси – 9 проектов в коридоре на 3,8 трлн рупий ($442 млн); Бали Нуса – Тенгара – 8 проектов на 15 трлн рупий ($1,66 млрд); Папуа – Малуку – 18 проектов на 56 трлн рупий ($6,22 млрд).

 Наряду с привлечением инвестиций, генеральный план также рассматривает необходимость проведения некоторых реформ, которые включают согласование национальных и региональных законодательных норм, переработку нормативно-правовой базы с целью увеличения местного производства и улучшения инвестиционного климата по всей стране. Что это даст потенциальным инвесторам? Предполагается значительное упрощение процесса получения необходимых разрешений для реализации инвестиционных проектов не столько на федеральном, сколько на региональном уровне, что поможет значительно ускорить решение возникающих проблем. Согласно генеральному плану смягчение инвестиционного климата будет проходить в два этапа. На первом, с 2011 по 2015 год, особое внимание будет уделяться «быстроте решений», планированию различных «упрощений» правил, лицензий и норм, а также подготовке почвы для крупных инвестиций. Предполагается, что эти действия обеспечат более гладкую реализацию изменений в законодательстве, которые будут введены на втором этапе.

 Генеральный план развития Индонезии четко направлен на поддержку отечественного бизнеса и ликвидацию всех преград для инвестиций в экономику страны. Он представляет собой смелую попытку центральной администрации предложить региональным властям, деловым кругам и государственным предприятиям единую основу для развития. План вводится указом президента Республики Индонезия, который, пожалуй, станет для него лучшим правовым «зонтиком» на фоне противодействия министерств и региональных органов власти, чем поддержка промышленности и развитие инфраструктуры. В более широком смысле генеральный план предлагает стратегическое направление развития страны на ближайшие 15 лет. Правительство осознает, что улучшение инвестиционного климата и изменения в законодательстве необходимы для привлечения нужных средств в промышленность, в особенности со стороны частного сектора. И ключ к успешной реализации таких реформ заложен в их неукоснительном выполнении и соблюдении всех установленных норм.